Что это такое?

Главная / Консультации  / Что это такое?

Психологическая консультация: мифы и реальность

психологическое консультирование

В России психологическое консультирование только набирает популярность. Именно поэтому из-за недостатка информации о нем у людей существует много различных заблуждений и неверных представлений о том, что же такое профессиональная помощь психолога.

В этой статье предлагаю Вам разобраться есть ли в этих мифах хоть какая-то доля истины, объективны ли они? Или это все неправда и вымысел?

Мы постараемся осветить самые распространенные из мифов о психологическом консультировании и ответить на вопрос, что же в этих утверждениях правда, а что является заблуждением.

Миф №1. За психологической помощью обращаются психически «ненормальные», больные люди.

«Я же не псих» – так отвечают многие люди на предложение обратиться за профессиональной помощью. Это утверждение изначально неверно и несет в себе противоречие, так как психологическое консультирование, по определению, адресовано психически здоровым людям, имеющим те или иные проблемы и трудности в различных жизненных ситуациях, и только.

С психическими отклонениями же работает врач-психиатр, получивший специальное медицинское образование.

Таким образом, обращаться к психологу-консультанту – нормально, и не говорит ни о каких заболеваниях у человека или серьезных расстройств психики. Приход человека на консультацию психолога для того, чтобы решить какую-либо проблему, измениться, понять себя и других, говорит о желании сделать свою жизнь лучше.

Миф №2. Подруги и друзья могут помочь не хуже специалиста. Зачем ходить на консультации психолога — лучше поговорить с кем-то из близких и знакомых по душам.

После таких разговоров «по душам» со знакомыми или близкими, действительно становится легче на какое-то время. Снимается напряжение,человек чувствуем поддержку. Только этот эффект быстро проходит, и наше состояние возвращается к такому же, что и было, или даже ухудшается.

Также необходимо учесть тот факт, что друзья и знакомые не бывают объективны в оценке ситуации (а порой и вовсе говорят то, что человек хочет услышать), они не понимают всех глубинных процессов, происходящих с человеком, рассказывающем о своей проблеме, не могут осознанно управлять процессом психологической помощи, не могут помочь человеку осознать истинную причину проблемы (которая обычно далека от той, которую изначально озвучивается) так как это сможет сделать профессионал. У специалиста есть свои профессиональные инструменты для оказания психологической помощи, целый арсенал специальных знаний об особенностях и закономерностях функционирования человеческой психики. Он владеет методами выявления деструктивных моделей поведения и реакций клиента, знает, как помочь их осознать и заменить на более конструктивные.

Таким образом, помощь психолога профессиональна, более эффективна, и способна реально помочь клиенту решить проблему и изменить ситуацию его жизни к лучшему.

Миф №3. У психолога-консультанта не может быть своих проблем, он — идеальный человек.

К сожалению или к радости, это не так. Психологи такие же живые люди: со своими эмоциями, чувствами, ошибками. Трудности возникают у всех людей, и это нормально. Дело ведь не в том, чтобы не иметь проблем, а в том, умеет ли человек их решать или ходит все время по замкнутому кругу. Психологи, обычно, способны более продуктивно решать свои проблемы поскольку периодически сами проходят психотерапию, они не боятся просить о помощи и охотно обращаются к другим специалистам, если затрудняются решить проблему самостоятельно.

Утверждение, что у психолога-консультанта не может быть проблем, подобно заявлению о том, что у стоматолога не могут заболеть зубы, а у сапожника порваться ботинки.

Миф №4. Психологическое консультирование часто сравнивают с помощью экстрасенса, его считают магом и гуру, человеком, обладающим сверх-способностями.

На консультации у психолога не открывается «третий глаз», он не ясновидящий и не предсказатель. Все это не имеет никакого отношения к психологии поскольку психологическое консультирование основано на научных данных, а не на эзотерических.

Все знания, умения и навыки, которыми пользуется специалист на психологической консультации, имеют научное обоснование, и проверены многолетним опытом и практикой консультирования.

Миф №5. Главное в психологическом консультировании – дать правильный совет, способный решить проблемы клиента. А для грамотного совета психологу необходимо иметь богатый жизненный опыт.

Этот миф о советах психолога содержит в себе сразу два неверных утверждения.

Ждать готовых советов психолога во время консультации – по сути, перекладывание ответственности за свою жизнь на консультанта. Профессионал никогда не дает советы, так как это отнюдь не способствует развитию личности, а провоцирует, безответственность, незрелое и несамостоятельное поведение.

Истинная цель психолога – создать условия для того, чтобы клиент сам нашел верный путь для улучшения своей жизненной ситуации, сам увидел истинные причины своих трудностей и эффективно решил проблему. Приходя к решению самостоятельно, а не с помощью советов психолога, клиент учится брать на себя ответственность за свою жизнь и осознанно ее строить. Чтобы выполнить эти задачи, нужен не тольок личный опыт, а и профессиональные умения и навыки.

Также как врач, чтобы вылечить грипп, не обязательно должен им переболеть. Достаточно получить образование и профессиональный опыт, которые дадут все необходимые инструменты для того, чтобы вылечить пациента. И жизненный опыт тут ни при чем.

Миф №6. Психолог-консультант – всегда в позитивных эмоциях, успокаивающий, понимающий, помогающий всем из благородства души, а не за деньги.

Во-первых, возникновение отрицательных эмоций на консультации психолога вполне закономерно на определенном этапе работы, и даже необходимо и ожидаемо. Так называемое «сопротивление клиента» говорит как раз о том, что «процесс пошел», изменения вот-вот наступят. Психика всегда защищает привычные ей шаблоны поведения и мысли, поэтому задача консультанта на этом этапе – помочь принять эти негативные эмоции, и помочь понять клиенту, о чем они говорят. Также злость и негативные эмоции у клиентов часто вызывает раскрытие во время консультирования неприглядных и нежелательных сторон их личностей.Со всеми этими эмоциями клиент должен справиться на консультации с помощью специалиста, и только сделав это, клиент сможет выйти на новый уровень понимания себя и других.

Многие также считают, что психологи-консультанты «меценаты» ,они должны и даже обязаны помогать просто так, без оплаты, ведь это их профессиональный долг. При этом почему то эти же люди, приходя в платную поликлинику или обычную парикмахерскую, почему то не ждут, что их будут лечить или стричь бесплатно.Почему так происходит? Но профессия «Психолог» — такая же как и все остальные. Просто занимаются психологи-консультанты очень тонкой материей — душой человеческой. К тому же психологическая работа с человеком, с его душой – это огромная ответственность, сопровождающаяся огромными энергетическими и психическими затратами. И этот труд, как и любой другой, должен оплачиваться.

Бесплатных советов психолога ждут многие в его окружении, но он вовсе не должен и не обязан посвящать свою жизнь служению людям, жертвовать собой, бесплатно помогать на каждом шагу всем и вся.

Мало того, профессионал не будет помогать бесплатно еще и потому, что клиент, не заплативший денег за консультацию, не оценит ее, у него будет маленькая мотивация работать над собой. Так уж устроен человек: мы не ценим то, что нам легко достается. Готовность клиента платить за психологическое консультирование – его личный вклад в свои будущим изменения, отражает его готовность и желание работать над собой, его ответственность, понимание того, что он пришел не просто «поговорить» и услышать готовый совет психолога, а действительно меняться, делать свою жизнь лучше. Именно поэтому оплата психологического консультирования отчасти носит терапевтический эффект, является одним из мотиваторов работы над собой.

Миф №7. Человека никто не знает лучше, чем он сам себя. И если он сам не смог разобраться в себе, в своей проблеме, то и никто не сможет.

У человека, смотрящего на свою проблему, так называемый, «тоннельный» взгляд. Он видит ее сквозь призму своих привычных взглядов, своих моделей поведения, своих шаблонов. Поэтому люди часто ходят по кругу и не могут выйти из проблемной ситуации самостоятельно. Специалист поможет взглянуть на ситуацию жизни клиента по-новому, поможет расширить рамки восприятия клиентом его проблемы, поможет увидеть истинную причину тревожащей ситуации и найти объективный выход.

Зачастую такая позиция свидетельствует о нежелании по-настоящему решать проблему. Метафора для этой ситуации – физическая боль. Можно ничего не лечить, оставить как есть, и жить потихоньку, принимая болеутоляющие средства. При этом можно нормально существовать, но причина болезни остается и никуда не девается. Психологическое консультирование в проблемной ситуации – альтернатива постоянному приему болеутоляющих – реальное лечение того, что болит. Душевная боль, как и физическая, сигнализирует о том, что в организме не все в порядке, и гораздо эффективней не глушить боль, а избавляться от нее с помощью профессионала-психолога.

Также необходимо помнить, что все телесные болезни начинаются с душевной боли. Физическая боль — это уже вторая стадия заболевания. Зачем же ее ждать? Гораздо проще и выгодней избавиться от душевной боли с помощью психолога-консультанта, чем потом глотать таблетки, травить свой организм и этим сильно усложнять и сокращать свою жизнь.

Миф №8.Психологическое  консультирование потребует много денег и времени. Или наоборот – достаточно одной встречи, если же результата достичь не удалось, значит это плохой специалист.

Количество необходимых консультаций, а, значит, и сумма необходимых материальных затрат, напрямую зависит от проблемы клиента и от запроса, с которым он обращается.

Этот миф – следствие неадекватных представлений о специфике различных проблем и консультировании в принципе, нереалистичных ожиданий от психологической помощи. Некоторые из запросов действительно требуют длительной работы, и требуется несколько месяцев, а, возможно, и лет, чтобы достичь желаемых результатов. В некоторых же случаях достаточно будет посетить несколько консультаций психолога. Таким образом, кто-то ходит к специалисту долгое время, например, год, а кому-то достаточно нескольких консультаций – все зависит от проблемы клиента.

Также не стоит забывать, что желание развиваться, изменить свою жизнь к лучшему –это долговременная цель, на достижение которой придется потратить достаточно сил и времени.

Миф №9. К психологу стоит идти, когда стало совсем плохо, а пока есть силы потерпеть, необязательно обращаться к специалисту.

Этот миф – следствие нашего менталитета, наших национальных установок. Так же, как многие из нас идут к стоматологу только тогда, когда терпеть боль уже невозможно. И зуб приходиться уже с корнем вырывать. Тогда как можно было бы обратиться к доктору несколько раньше и сохранить зуб.

Проблемы человека, накопившись, образуют снежный ком:они начинают затрагивать все больше и больше разных сфер жизни. И распутывать этот «ком», чтобы добраться до их истинных, глубинных причин, со временем становится все сложней и сложней. Поэтому гораздо проще и выгодней идти к психологу не тогда, когда уже «приперло», а когда появился первый дискомфорт и неспособность справиться с трудностью самостоятельно.

Итак, мы постарались развеять самые известные из мифов о психологическом консультировании. Надеюсь, после прочтения этой статьи ваш взгляд на психологическое консультирование станет более объективен и вы найдете в себе силы сделать первый шаг в изменении жизни к лучшему — решать трудности сразу по мере их появления с помощью специалистов-психологов, а не прятать в голову в песок и ждать пока «само все рассосется». К сожалению, душевная боль сама не рассасывается и не проходит через 10 дней как насморк.

Душевную боль одного человека можно вылечить только душой другого человека. И лучше для вас, если «лечить» будет специалист «по душе»!

У нас вы можете получить следующую психологическую помощь :