Сегодня мы многое подвергаем переосмыслению и реабилитируем то, что еще совсем недавно было принято критиковать и бесповоротно отвергать, зачастую даже не читая произведения, будь оно трижды талантливым, только веря на слово “авторитетам”.
Автор статьи Глаголева О.В.
Материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
Так случилось с памятником средневековой русской литературы XVI века, надолго ставшим синонимом “темного царства”, что совершенно не отвечает истинному содержанию этой уникальной книги Домострой, в которой сконцентрировано духовное мироощущение своего времени.
Речь идет о произведении, полное название которого таково: “Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. И название говорит само за себя. А потому как ни прикрепляй к нему ярлык “темное царство”, любому здравомыслящему человеку понятно, о чем, собственно, идет речь: об устроении дома и обо всем, что касается личной жизни гражданина.
Домострой — это энциклопедия русской жизни XVI века.
В ней наряду с частными советами — к примеру, как солить рыжики или содержать посуду в чистоте — даны и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было “как в рай войти”; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое.
Для своего времени “Домострой” был важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом социально-экономических норм. Три его основные части излагают правила общежития в отношении:
- “духовного строения” (религиозные наставления);
- “мирского строения” (о семейных отношениях);
- “домового строения” (хозяйственные рекомендации).
Единого мнения о том, кто является автором книги “Домострой”, до сих пор нет. Предполагают, что им мог быть сподвижник и духовный наставник молодого царя Ивана IV, будущего Грозного, протопоп Сильвестр. До нашего времени сохранилось около сорока списков этого произведения.
Перелистаем же некоторые страницы “Домостроя”, чтобы составить свое мнение о незаслуженно отвергнутой и забытой книге. Подивимся мудрости наших предков.
Что является основой семьи?
В далеком XVI веке вся тогдашняя жизнь была подчинена религиозно-нравственным законам. В первых главах Домострой наставляет в том, “Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым…” (гл. 2); “Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе” (гл. 4) и т.п.
Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам.
В “Домострое” можно было найти рекомендации “Как святителей почитать, также и священников и монахов” (гл. 5); “Как посещать в монастырях и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби” (гл. 6); “Как в Церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить” (гл. 13).
Не для нас ли, сегодняшних, эти полутысячелетней(!) давности наказы:
- “…милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай…” (гл. 6);
- “…в Церкви ни с кем не беседовать, стоять в молчании, слушать, не оглядываясь; ни к стене не прислоняться, ни к столбу…, не переступать с ноги на ногу…; не выходить до конца службы из Церкви, придти же к самому началу” (гл. 13).
- В каждом доме красный угол непременно предназначался для икон. Эти родовые, из поколения в поколение переходящие святыни символизировали духовную связь и преемственность отцов и детей. При часто случающихся тогда пожарах в первую очередь спасали именно их!
К благоговейному отношению к иконам призывал и Домострой. Вот как следовало “…дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать”: “Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их, обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли…; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать… А к святым образам прикасаться лишь с чистой совестью…” (гл. 8).
Домострой: чистая совесть.
Постоянно обращается “Домострой” к этой нравственной категории, о которой мы сегодня предпочитаем и не вспоминать, а если невзначай и упомянем в разговоре, то уж непременно с насмешливым оттенком — как о чем-то архаичном, вымершем и даже почти неприличном в наше время.
А ведь, действительно, какая малость: живи себе, человек, по чести, по совести, и тогда жизнь вокруг тебя непременно преобразится. Жить же по совести учили с детства — по Закону Божиему и “Домострою”.
С младых ногтей знал каждый русский человек тринадцать “не”:
- не красть,
- не блудить,
- не лгать,
- не клеветать,
- не завидовать,
- не обижать,
- не наушничать,
- на чужое не посягать,
- не осуждать,
- не бражничать,
- не высмеивать,
- не помнить зла,
- ни на кого не гневаться (гл. 21 “Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить”).
Да и следующие рекомендации можно со всей определенностью назвать жизненным кредо тогдашнего жителя России:
- “тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних – как братьев почитай; немощных и скорбных – утешь любовью, а младших как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем.
- Славы земной ни в чем не желай;
- …всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи;
- если обидят — не мсти,
- если хулят — молись;
- не воздавай злом за зло;
- согрешающих – не осуждай, вспомни и о своих грехах…;
- отвергни советы злых людей;
- равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же” (гл. 7 “Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это”).
Кто Глава дома?
Во времена “Домостроя” каждый с детства разумел свое место в обществе, свои права и обязанности. А сам патриархальный уклад жизни в полном соответствии с Божьими установлениями отводил именно мужчине главенствующую роль: он — первое лицо в семье, глава своей жене, хозяин дома, им ведется и держится семья.“Домострой” иллюстрирует такое положение вещей своими рекомендациями мужу:
- “Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой — свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь…” (гл. 29 “Как учить мужу свою жену, как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться”);
- “Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве…” (гл. 49 “Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне”).
- И строго предупреждает: “Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано, и жены не учит, и дом свой не по Заповеди устраивает, и о своей душе не радеет… — и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит” (гл. 39 “Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет”). Муж – господин (по С.М.Соловьеву, “осподарь» – это начальник семьи, отец семейства), значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в его маленьком “царстве-государстве”, в том числе и за жену:
- “Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением…” (гл. 29);
“…а увидит муж, что у жены непорядок… или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом. Если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет,… должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и попенять, и с любовью наставить и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и согласии” (гл. 38 “Как порядок в избе навести хорошо и чисто”) (уточню: в XVI веке слово “наказать” означало “учить”, “поучать”, “наставлять”).
Специально выделено здесь слово “любовь”: то самое пресловутое “темное царство”, оказывается, строилось и держалось на любви и согласии! Во всяком случае, именно к этому призывал “Домострой”.
А жена – кто? Ему помощница.
“Домострой” не обошел своим вниманием “лучшую половину человечества”, посвятив немало страниц ее обязанностям:
- “Мастерицы хорошие жены — доход и сбереженье всему…” (гл. 30);
- “Как всякое платье кроить…” (гл. 31);
- “Как всякий порядок домашний содержать” (гл. 32);
- “Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем…” (гл. 34);
“Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…” (гл. 36).
Среди множества безнадежно устаревших рекомендаций (жизнь изменилась кардинально!) показались интересными такие:
- “сама бы хозяйка ни в коем случае никогда, разве что занедужит, без дела не находилась…” (гл. 29);
- “со слугами бы госпожа пустошных речей пересмешных никогда не говорила, и к ней бы никогда не приходили торговки, ни бездельные женки…” (гл. 33 “Каждый день госпоже надзирать над слугами в домашнем устройстве и рукоделии и о всяком сохранении и порядке”);
- “беречься всегда хмельного питья: пьяный муж — дурно, а жена пьяная в миру не пригожа…;
- “обо всем рассказать мужу перед сном…” (гл. 34 “Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями”);
- “крепко беречься всякого зла…; с чем сама не может управиться — если дурное дело, то мужу сказать всю правду…” (гл. 36 “Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…, как в гостях находиться и дома себя вести во всем правильно”).Но за прошедшие пятьсот лет ни чуточки не устарела, а наоборот — и сейчас до глубины души трогает небольшая главка, буквально пронизанная любовью к женщине. Называется она прекрасно: “Похвала женам”.Вчитайтесь в эти дивные отрывочки:
- “Если дарует Бог жену добрую, получше камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу;
- руки свои утвердит на дело и чад своих поучает…;
- милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим — не беспокоится о доме муж ее;
- хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его;
- хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней…
- Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу…” (гл. 20).Вот вам и “темное царство”, и бесправно-униженное положение женщины-рабыни. Одна констатация: “жена делает мужа своего добродетельней” чего стоит!
Домострой: Их смена.
Во все времена нормальных людей не могло не волновать, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Самому известному отечественному нравственно-педагогическому трактату – Поучение Владимира Мономаха – без малого тысяча лет!
Как писал в начале XX века епископ Никольский и Уссурийский Павел (Ивановский): “Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что они дали нам прекрасные картины или изваяния, то сколь большего уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и государству добрых и полезных сынов”.
Естественно, что “Домострой” не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: “Наставление отца сыну” (гл. 1) и “Послание и наставление от отца к сыну” (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали самое серьезное значение.
Воспитательные рекомендации приведены в “Домострое” сразу же после наставлений духовных — что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат “Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем” (гл. 15); “Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать” (гл.16); “Как детей учить и страхом спасать” (гл. 17); “Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем” (гл. 18).
Право же, совсем нелишне и нам взять на вооружение такие наказы:
- “А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем… их учить рукоделию…;
- любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу” (гл. 15).
- “воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение… И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души…” (гл. 17).
- “Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми;
- кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью,
- если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети;
- не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…” (гл. 18).И ведь, действительно, все чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай в вере в Бога и на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку и рукоделию, наказывай за провинности. Но в этой гениальной простоте — непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная и многославная пятивековая жизнь России после “Домостроя”.
P.S. Предлагаем вам сделать самые выгодные и беспроигрышные инвестиции – овладеть навыками “Мудрого родительства” на тренинге для родителей “Мудрый родитель. Как вырастить из ребенка счастливого, успешного, гармоничного человека?”